Jun 22, 2007

Восхождение

Дорога спускалась вниз. Впереди, между деревьями, мелькнуло озеро. Он выезжал из леса. Автотрасса была хорошая и пустая. После долгого пути нога тяжелела над газом, но он заставлял себя сбросить скорость. Ведь торопиться было некуда. Не для того он приехал сюда, оставив позади уже больше 1000 км, чтобы с ветерком пронестись мимо величественной картины природы. А жаловаться на её красоту не приходилось. Восторг рос с каждой минутой с того самого момента когда он, примерно час назад, преодолев очередной холм, увидел вдали снежные вершины гор.

Деревья отошли подальше от дороги. Теперь, временами, мелькала над их макушками вершина горы, мимо которой шла трасса. Там, наверху, что-то блестело. Но это был не снег. Это была какая-то постройка. Но что именно, с такого расстояния он разглядеть не мог.

А дорога всё спускалась, всё стремилась, извиваясь, вниз. Вот вдруг деревья с левой стороны расступились и перед взором водителя предстало узкое длинное озеро, которое он пол часа назад заметил на карте. Тут трасса повернула ещё раз и, распрямившись, побежала вдоль воды. Да, разве можно сравнить карту в действительностью? Горное озеро, защищённое со всех сторон от ветров, было тихим и прозрачным, и казалось, без каких-либо искажений отражало возвышавшуюся на той стороне крутую гору. Зелёный лес внизу, белая снежная шапка наверху, и какой-то необычный серый оттенок между ними – всё сливалось в необыкновенную неописуемую красоту. Как жаль что он, городской житель, лишён возможности ежедневно созерцать это...

Вспомнилась гора с постройкой наверху. Загорелось любопытство. Появилось желание во что бы то ни стало забраться на эту гору и разрешить её тайну. Но как туда залезть? Опыта в альпинизме у него не было никакого. Был небольшой опыт хождения по лесу, а он говорил, что прямо через лес до горы не дойти. Нужно найти тропу. Но где и как? Снова сбросив успевшую набраться скорость, путешественник стал разглядывать лес с правой стороны. Через пару минут в глаза бросился указатель, возле которого уходила наверх ветвь дороги. Надпись он прочитать не успел, но понял, что это может быть именно то, что нужно.

Нога резко нащупала тормоз, вещи в машине покатились вперёд, стрелка спидометра быстро поползла вниз. Дорога была пустая и там ничего не стояло развернуться. Проехав обратно метров сто, он завернул налево, кому-то предварительно помигав соответствующим поворотником и осторожно поднялся по узкой дорожке, переходящей через придорожную канаву и углубляющейся в лес. Там, за деревьями, была небольшая насыпь, напоминавшая стоянку. Рассмотрев это странноватое место, водитель подал немного назад, повернул и припарковался ровно на краю площадки. Мотор заглох, дверца открылась и снаружи появился герой нашего рассказа.

Это был молодой человек не очень большого роста и крепкого телосложения. Судя по форме облегавшей тело футболки, последнее было вызвано как наличием мужественности, так и отсутствием заботы о стройности фигуры. Потянувшись, разогнув уставшую от долгого сидения спину, он сделал несколько шагов по стоянке, разминая ноги. Оказавшись рядом с доской, на которой висела карта местности он убедился, что действительно нашёл правильное место. Именно отсюда начнётся его восхождение... Улыбка разошлась по лицу: Наконец-то он сумел вырваться на природу, в горы. Сняв очки и протирая их футболкой, юноша медленно направился к машине. Открыв заднюю дверь он извлёк оттуда свитер и накинул его на плечи. Потом, подумав, надел. Было прохладно. Стояла середина июня, но тут, в горах, было не особенно жарко...

Насвистывая какую-то мелодию, молодой человек обошёл машину и открыл багажник. Теперь можно было хорошо разглядеть то, что в последние дни служило ему домом. Заднее сиденье было частично опущено и левую часть машины занимала простенькая постель: несколько ковриков и спальник. Справа лежали одежда и запасы еды. Судя по количеству последних, путешествие обещало продолжаться ещё около недели.

Итак, из багажника был извлечён рюкзак, затем в нём стали появляться бутылка с водой, примус, бутылка с горючим, пара пакетиков чая. Потом из-под кучи одежды была вызволена куртка а с переднего сиденья фотоаппарат и бинокль. Последние два парень повесил на шею, потом набросил на спину рюкзак и повесил куртку на его лямку. Закрыв машину, он машинально посмотрел на часы и радостно вздохнул. Теперь вперёд и только вперёд...

Сперва тропинка шла по довольно ровной местности, временами встречались даже небольшие спуски. То там то здесь виднелись мелкие ручейки. В некоторый местах они образовывали большие грязевые лужи, но там, где тропинка пересекала их, были кем-то сделаны деревянные помосты. На деревьях висели оранжевые повязки, указывавшие правильное направление. По всему было видно, что наш путник не первый забирается на эту гору.

Но вот начался подъём. Тропинка резко кинулась вверх, потом приостановилась, повернула направо и вышла к берегу большого бурного ручья. Тут она снова резко повернула налево и устремилась ввысь. Молодой человек не отставал. Он бодро наступал на торчавшие из-под земли камни и корни и рывками поднимался всё выше и выше. Сильные ноги не уставали хотя, несмотря на прохладную погоду, с молодого путника катился пот.

В одном месте подъём был такой крутой, что пришлось хвататься руками за растущие по бокам тропинки кусты, чтобы не подскользнуться на влажной земле. Здесь в ручье торчал камень, создававший небольшую запруду, после которой вода срывалась и с грохотом подала метра два. Юноша решил сделать первый привал возле этого водопада. Он прислонил рюкзак к дереву, снял с шеи фотоаппарат и оглянулся. Здесь его некому было сфотографировать. Но большой проблемы он в этом не видел. Найдя глазами выдающийся из земли камень, молодой человек поставил на него фотоаппарат, повернул его объективом в сторону водопада и включил таймер. Теперь нужно было пробежать метров пять по крутому скользкому склону и занять место. Раздался щелчёк, зажужжала перематывающаяся плёнка, кадр был отснят.

Теперь можно было спокойно посидеть, отдохнуть и полюбоваться природой. Лес в этом месте немного отличался от того, который рос на ровном месте. Если там внизу преимущественно росли сосны, здесь, особенно около ручья, значительно чаще встречались лиственные. Зато земля и здесь была покрыта густыми зарослями мха, черники и брусники. Равномерный шум водопада заглушал все остальные лесные звуки.
Среди деревьев просматривалась гора на противоположной стороне озера. Её вид снова разжёг ярким пламенем жажду подвигов молодого человека. Ему вдруг надоело сидеть тут и отдыхать. Надо продолжать восхождение, надо добраться до вершины и взглянуть на мир оттуда. Он поднялся, подобрал фотоаппарат, вновь накинул на спину рюкзак и пошёл дальше.

Крутой подъём продолжался. После недолговременного отдыха идти было не так легко. Силы потихоньку сдавали. Ноги начинали болеть. Но энтузиазм только прибавлялся с каждым шагом. Лес начинал редеть. Деревья становились всё меньше и меньше. Оглянувшись назад можно было уже очень ясно разглядеть соседнюю гору с её белым покровом.

В одном месте тропинка круто повернула и упёрлась в ручей. На другой стороне она снова поднималась и углублялась в лес. На этот раз моста не было. Молодой путник разулся, закатал штаны и босыми ногами ступил в ручей. Вода была холодная, дно скользкое, а течение быстрое. Поэтому и несколько шагов было сделать не легко. Но вот он на другой стороне, растирает замёрзшие ноги, сушит их и обувается. Теперь тропинка удалялась от ручья. Вскоре его уже не было видно между деревьями, но ещё долго слышалось вдалеке его монотонное журчание.

Теперь радость постепенно оставляла молодого человека. Усталость ломала его, ноги плохо слушались. Каждый новый шаг давался с трудом. Всё внимание концентрировалось на том, чтобы продолжать путь. Для красоты окружающей природы места не осталось. Вот он уже не может идти дальше и валится на лежащий у тропинки ствол. Хочется пить и он позволяет себе пару глотков. Больше нельзя, впереди ещё длинный путь...
С этого места была видна вершина его горы. И там, наверху, что-то блестело. Юноша направил на эту точку бинокль. Действительно, там было какое-то здание. Но что именно, пока невозможно было разглядеть. А знать очень интересно. Перебирая в голове разные догадки, он решил, что ему любой ценой нужно дойти до вершины и разрешить её тайну.

С такими мыслями молодой человек не мог долго сидеть на одном месте. Любопытство брало вверх. Уже минут через десять он поднялся и снова зашагал вверх по тропинке. Здесь подъём был менее крутой, идти было легче. Но силы были уже подорваны. А мысли крутились вокруг того странного здания на горе. Кто-же построил его и зачем? Кому это было нужно?

Вспомнилась недавняя встреча. Прошлым вечером он проезжал мимо одного озера и решил остановиться там, чтобы размять ноги. На стоянке возле дороги уже стояло несколько машин. Остановившись, он вышел и направил бинокль в сторону воды. Прямо посередине озера плавало что-то белое, похожее на пустую бутылку. В этот момент мимо проходил мужик, вероятно хозяин одной из машин. «Смотришь на птиц?» -- спросил он по-английски. «Да как сказать» -- ответил юноша -- «смотрю на мусор...» «А не знаешь, что вон там за здание» -- спросил иностранец, указывая на какую-то белую башню, стоящую на склоне горы на той стороне озера. Откуда ему было знать? Ведь он сам только-что приехал сюда. «Кому-то захотелось потаскать кирпичи на гору» -- сказал молодой человек серьёзным тоном. Тот то-ли не понял шутки, то-ли спародировал его. «Да, тяжёлая работа. Англичане бы так ни за что не сделали. Англичане ленивые...» -- ответил он.

И вот теперь другое место, другая гора, и на ней тоже что-то построено. Кому-то захотелось потаскать туда кирпичи? Но разве может такое захотеться нормальному человеку?

А тропинка поднималась тем временем всё выше и выше. Вот деревья уже совсем маленькие. Вот он проходит сквозь заросли карликовых берёз. Их стволы такие тонкие, что их можно обхватить ладонью. А высота не сильно превышает его рост. Вот уже нет и карликовых деревьев, одни кусты. Но вот и они остаются позади. Теперь вся земля вокруг покрыта сероватым мхом. Красота!

Выйдя на небольшую площадку, но решил устроить генеральный привал. Тяжелевший на спине рюкзак полетел на землю. Молодой человек выпрямился и огляделся по сторонам. Внизу, как на ладони, виднелось озеро. За ним гора, за ней ещё гора. И ещё, и ещё. Справа, докуда хватало глаз, одна за другой следовали снеговые шапки. А слева – простые голые вершины и поросшие лесом холмы. Гора, на которую он забирался, была чем-то средним. Она не была полностью покрыта снегом. Лишь местами лежали сугробы. И чем выше, тем чаще.

Бинокль снова остановился на вершине. Таинственное здание теперь проступало яснее. Ему почему-то показалось, что оно похоже на завод. Наверное из-за его прямоугольной формы и большой трубы сбоку. Именно эта труба, похоже, блестела на солнце и издалека привлекла к себе внимание нашего путешественника. Размеры здания определить не получалось. Оно всё ещё было слишком далеко.

Раз привал генеральный, значит отдыхать по крупному! Путник вытряхнул на землю содержимое рюкзака и поднял с земли бутылку с водой. Но отпив всего несколько глотков, он опустил её на землю. Зачем пить сырую воду, когда через четверть часа у него будет горячий чай?

Накинув на себя куртку (здесь наверху дул холодный ветер), он принялся за работу. Собрал примус, налил горючее, наполнил чайник водой. И тут по спине пробежал холодок. Чая ему на этот раз отведать не придётся. Там, внизу, у подножья горы, в надёжно запертой машине, среди прочих вещей лежали два спичечных коробка. Впрочем, загвоздка была не в этом. В машине их пусть будет хоть десять. Но здесь, наверху, у него не было ни одного...

С минуту наш горе-скалолаз просидел на месте, постепенно осознавая и обдумывая своё, по неволе создавшееся, положение. Было обидно. Не столько обидно, что он остался без чая: это только пол беды. Обидно было то, что ему пришлось зря затаскивать на такую высоту бутылки и примус. Не возьми он их с собой, может быть, и сил бы было побольше... От обиды почему-то пропало желание отдыхать. Взяв с собой ещё почти полную бутылку с водой молодой человек медленно потопал дальше, оставив рюкзак на месте привала.

Деревьев в этом месте не было. Нигде больше не висели оранжевые ленточки, отмечавшие тропинку. Сам того не заметив, путник сбился с неё. Теперь он шагал по толстому слою мокрого мха, покрывавшему землю. Мох продавливался под его весом, нога уходила вниз сантиметров на 10. Это сильно усложняло продвижение. Икры столбенели, ноги болели, всё тело ныло. Нужно было отдохнуть, присесть где-нибудь, посидеть пол часа. Но после случая со спичками у него ни на что не было настроения. Даже на отдых. Поэтому он продолжал идти вперёд. Но с каждой дюжиной преодалённых метров подъём становился всё круче, а вершина со странным строением всё недоступнее. Ноги мокли от влажного мха, ледяной ветер продувал куртку, пот заливал очки, но не было ни сил ни желания протереть их...

Большой сугроб прегорождал дорогу. Можно было свернуть и обойти его. Но в молодом человеке вдруг снова, последней искрой за это восхождение, вспыхнула жажда подвигов. Вскоре и ей суждено было угаснуть. Сделав очередной шаг по сугробу он издал глухой крик и повалился. Одна нога оказалась по колено в снегу. Перевалившись на бок, молодой человек с большим трудом и не безболезненно извлёк её из ямы. Затем он так и остался лежать в сугробе, даже не пытаясь выскрести забившийся в кроссовок снег... Всё, довольно! Идти дальше нет сил, продолжать путь нет желания, подняться на вершину он не сможет. Хорошо бы ещё пережить обратный путь...

Час спустя машина выехала из леса, перекатила насыпь через придорожную канаву и, зачем-то замигав правым поворотником, остановилась перед пустой автотрассой. Позади осталось 1000 километров и одна неудачная попытка покорить гору. Впереди ещё неделя на природе, в горах. Тайна постройки на вершине осталась неразрешённой. Но теперь это отошло в прошлое. В следующий раз надо будет быть предусмотрительней, осторожней, сдержанней. А пока – вперёд и только вперёд!

Машина осторожно выкатилась на пустую дорогу, повернула и поехала дальше, вдоль озера, набирая скорость...

No comments: