May 9, 2010

День победы



Снова отмечать день победы в великой отечественной войне мне выпало в Германии. Думаю, мало кто удивится узнав, что этот день тут не особенно отмечают. Причины понятны: Для них это была не победа, а капитуляция. И хотя я пытался объяснить немцам, что продержись они месяца на три дольше, американцы испытали бы свою новую бомбу на Берлине, они как-то не очень охотно соглашаются.

Я давно заметил, что последнее, в чём можно обвинить немцев, это что они не знают своей истории. Но как раз об этом дне тут напоминало немногое. На эти выходные у меня выпала поездка по северу Гессена -- Кассель и Корбах. Я встретил пару десятков новых людей, большинству из них не постеснялся рассказать о своём происхождении, но никто из них в моём присутствие об отмечаемых в эти дни событиях не вспомнил. О войне вспоминали, но так, вскользь. Типа: "А мой дедушка был в России" -- "А мой не был, он был во Франции". Единственные, кто, казалось, помнили о победе -- еврейская община в Касселе. На главной площади города они устроили демонстрацию против антисемитизма, развернув плакат со словами благодарности странам-победителям: "spassiba - thank you - merci".

No comments: